«Я не супермен». Где и чем сейчас занят экс-глава АвтоВАЗа Бу Андерссон

Бу Андерссон запомнился в России как суровый топ-менеджер, который кардинально поменял порядки на АвтоВАЗе, уволил с предприятия 19 тыс. сотрудников (это 28% от тогдашнего кадрового состава), а еще привел компанию к рекордным убыткам в размере 74 млрд руб. по итогам 2015 года. Но при этом он радикально ускорил процесс разработки новых моделей, запустил в производство семейства Vesta и XRAY и добился рекордного повышения качества — к концу работы Андерссона на АвтоВАЗе 88% автомобилей выходили с конвейера без дефектов, тогда как в 2013-м такими показателями могла похвастаться лишь половина машин.

В целом, карьеру Бу Андерссона можно поделить на «до» и «после» АвтоВАЗа.

Работа в GM и «Группе ГАЗ»
Шведский специалист начал свою карьеру в автомобильной промышленности в 1987 году в компании Saab, а с 1993 по 2009 год занимал различные руководящие должности в подразделениях закупок в General Motors.

С 2009 по 2013 год Бу Андерссон возглавлял российскую «Группу ГАЗ». За эти годы шведский топ-менеджер вывел ее на прибыль. Если 2006 год компания закончила с многомиллиардными убытками, то в 2012 году предприятие получило чистую прибыль 8,8 млрд руб. по МСФО.

Одним из шагов, которые привели к позитивным результатам, было решение о распределении части операционных доходов между менеджментом и рабочими. Андерссон говорил, что так каждый сотрудник заинтересован в получении прибыли предприятия, так как от этого зависит его ежегодный бонус. «Нет результатов — нет бонусов», — объяснял Андерссон.

Под его руководством была модернизирована производственная система и освоен выпуск семейства «ГАЗель Next».

Время на АвтоВАЗе
Бу Андерссон был президентом АвтоВАЗа на протяжении двух лет. За это время он получил несколько наград за достижения в автомобильной сфере. Но поздней осенью 2015 года заговорили о скорой отставке шведского специалиста, когда его публично раскритиковал Сергей Чемезов глава «Ростеха» — российского акционера АвтоВАЗа.

В числе причин отставки Андерссона Чемезов назвал убытки АвтоВАЗа и кадровую политику шведа. Социальное недовольство в Тольятти нарастало, прошло уже несколько акций протеста, напомнил Чемезов. Еще одной претензией в адрес Андерссона со стороны Чемезова оказался избыток, по его мнению, иностранных комплектующих при производстве автомобилей Lada.

«Теперь нам нужен другой человек. Это все», — резюмировал Чемезов.

Убытки за 2015 год АвтоВАЗ действительно понес рекордные — 74 млрд руб. Но надо понимать, что в те годы российский автопром находился в глубоком кризисе. «Не знаю никого, кто мог бы сказать, что он делает деньги в России сейчас с учетом того, где находится рубль, и что рынок падает на 50%», — отмечал бывший глава Renault-Nissan Карлос Гон.

Большая часть убытка — 42 млрд — пришлась на бухгалтерские списания, произошедшие из-за кардинального снижения объемов рынка.

Добавить комментарий