Парадные кабриолеты и другие сокровища Олдтаймер-галереи в Сокольниках


C 6 по 9 марта на территории московского парка Сокольники проходила двадцать девятая Олдтаймер-галерея, выставка старинных автомобилей и технического антиквариата. Все четыре дня на выставке работал наш обозреватель Андрей Хрисанфов. Вот его рассказ.

Суммарная площадь нынешней экспозиции превысила десять тысяч квадратных метров. Наиболее почетное место отвели стенду, который был посвящен грядущему 75-летию Победы. Правда, на нем были представлены не сами по себе «моторы войны», а те автомобили, на которых проводили и принимали посвященные Победе военные парады, — от самого первого парадного фаэтона ЗИС-110Б и до новейшего правительственного автомобиля Aurus в исполнении «кабриолет».
ЗИЛ-111Д растиражирован в 15 экземплярах, но на Красной площади не был задействован ни разу: предыдущую модель, выдержанную в помпезно-консервативном стиле середины пятидесятых годов, сочли более нарядной и лучше подходящей для торжественных случаев. На таких автомобилях главным образом встречали космонавтов. Сохранилось 12 машин, в том числе две в Северной Корее и одна на Кубе. Здесь представлен самый первый изготовленный экземпляр, шасси под номером 82
Фаэтоны ЗИС-110Б сменили коней, на которых традиционно выезжали на Красную площадь командующий и принимающий военные парады, в 1953-м — 1 мая. С 1947 по 1957 год было изготовлено 270 таких автомобилей, до наших дней из этого количества дошло 75. Данный экземпляр использовался для военных парадов не в Москве, а в Баку, столице тогдашней Азербайджанской ССР
ЗИЛ-111В. Этих машин выпустили всего десять штук с 1960 по 1963 год, и все они дошли до наших дней. Автомобиль с номером шасси 41, представленный здесь, в апреле 1961 года вез по московским улицам первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Парады на Красной площади такие машины обслуживали с 1961 по 1972 год
ЗИЛ-111Д растиражирован в 15 экземплярах, но на Красной площади не был задействован ни разу: предыдущую модель, выдержанную в помпезно-консервативном стиле середины пятидесятых годов, сочли более нарядной и лучше подходящей для торжественных случаев. На таких автомобилях главным образом встречали космонавтов. Сохранилось 12 машин, в том числе две в Северной Корее и одна на Кубе. Здесь представлен самый первый изготовленный экземпляр, шасси под номером 82
Фаэтоны ЗИС-110Б сменили коней, на которых традиционно выезжали на Красную площадь командующий и принимающий военные парады, в 1953-м — 1 мая. С 1947 по 1957 год было изготовлено 270 таких автомобилей, до наших дней из этого количества дошло 75. Данный экземпляр использовался для военных парадов не в Москве, а в Баку, столице тогдашней Азербайджанской ССР
1 / 3
Внушительные открытые автомобили были выстроены в шеренгу вдоль северо-восточной стены павильона №4, что расположен на Митьковском проезде, и дополнены историческими фотографиями на специально по данному поводу подготовленном заднике. На снимках — вот эти же самые машины «при исполнении служебных обязанностей» в амплуа торжественных парадных экипажей. Тут же рядом сувенирный киоск предлагал посетителям среди прочего вкусные пряники в виде фирменной эмблемы автомобиля марки Aurus — что и говорить, креативная придумка…
Новейший парадный кабриолет российского производства выполнен на единой модульной платформе, общей с другими машинами семейства правительственных автомобилей, для которых была изобретена особая марка Aurus — «русское золото» (Аu — это aurum, химический символ золота в таблице Менделеева, а rus, понятное дело, сокращение от Russia). Применен 598-сильный V8 рабочим объемом 4,4 л, позволяющий машине набирать до 250 км/ч
ЗИЛ-117В, сменивший старомодную модель 111В с 1972 года и изготовленный в десяти экземплярах (сохранилось девять). Первая парадная машина ЗИЛ с двумя дверями, а не с четырьмя. Такие автомобили парадного расчета выезжали по праздникам на Красную площадь до 1980 года, после чего продолжали выполнять аналогичные функции в Северной столице вплоть до 2009 года
ЗИЛ-41044. Только три такие машины изготовили в 1981 году, все они целы и по-прежнему участвуют в торжественных мероприятиях. Для парадов на Красной площади они были задействованы в 1981—2009 годах
Это, строго говоря, уже не ЗИЛ, а ГАЗ СП45, в 2009 году изготовленный в трех экземплярах на американском шасси GMC Sierra по требованию тогдашнего министра обороны Сердюкова. Человек гражданский, он настоял на покраске машины в черный цвет, так как прежний серо-голубой тон парадных автомобилей подбирался под цвет офицерских парадных шинелей и не очень гармонировал с официальными черными костюмами. Трехместные кабриолеты — два основных, один резервный — использовались на московских парадах с 2009 по 2019 год
Новейший парадный кабриолет российского производства выполнен на единой модульной платформе, общей с другими машинами семейства правительственных автомобилей, для которых была изобретена особая марка Aurus — «русское золото» (Аu — это aurum, химический символ золота в таблице Менделеева, а rus, понятное дело, сокращение от Russia). Применен 598-сильный V8 рабочим объемом 4,4 л, позволяющий машине набирать до 250 км/ч
ЗИЛ-117В, сменивший старомодную модель 111В с 1972 года и изготовленный в десяти экземплярах (сохранилось девять). Первая парадная машина ЗИЛ с двумя дверями, а не с четырьмя. Такие автомобили парадного расчета выезжали по праздникам на Красную площадь до 1980 года, после чего продолжали выполнять аналогичные функции в Северной столице вплоть до 2009 года
1 / 4
Военная техника в экспозиции данного павильона, конечно же, присутствовала, и даже достаточно обильно, — однако по большей части она относилась уже к послевоенному периоду (либо к предвоенному, но в таком случае являлась экспериментальными образцами, а не серийными). На некоторые боевые машины дозволялось забираться детворе, и ребятишки с радостью этим пользовались; кое-кого допускали даже к органам управления, в кабину механика-водителя, благо моторы этой техники на протяжении всей работы Олдтаймер-галереи так ни разу и не запускались.
А вот эта машина действительно «орудие победы», и самое настоящее: знаменитый Виллис, впоследствии известный как Jeep, который создавался с учетом испытаний двух предыдущих автомобилей, и стал серийной рабочей лошадкой в войсках
Эти два автомобиля едва ли подпадут под громокипящее определение «моторы Победы»: они экспериментальные, их в самом начале сороковых годов подготовила американская компания Bantam в ходе работы над «автомобилем-разведчиком» для действующей армии. Один прототип даже выполнили не только полноприводным, но и полноуправляемым
Эти два автомобиля едва ли подпадут под громокипящее определение «моторы Победы»: они экспериментальные, их в самом начале сороковых годов подготовила американская компания Bantam в ходе работы над «автомобилем-разведчиком» для действующей армии. Один прототип даже выполнили не только полноприводным, но и полноуправляемым
А вот эта машина действительно «орудие победы», и самое настоящее: знаменитый Виллис, впоследствии известный как Jeep, который создавался с учетом испытаний двух предыдущих автомобилей, и стал серийной рабочей лошадкой в войсках
Эти два автомобиля едва ли подпадут под громокипящее определение «моторы Победы»: они экспериментальные, их в самом начале сороковых годов подготовила американская компания Bantam в ходе работы над «автомобилем-разведчиком» для действующей армии. Один прототип даже выполнили не только полноприводным, но и полноуправляемым
1 / 3
А примерно так мог выглядеть «закрытый серый Cadillac» заокеанских искателей рецептов российской «табуретовки» из того же самого «Золотого теленка», который у авторов «слегка накренившись, стоял у края дороги». Это шестиоконный седан ателье Fleetwood на шасси модели 341-А образца 1928 года
Реконструкцию автомобилей Руссо-Балт на выставке представляли сразу два экспонента. У каждого — свой подход
Реконструкцию автомобилей Руссо-Балт на выставке представляли сразу два экспонента. У каждого — свой подход
Это ржавое шасси принадлежало грузовику американской фирмы White времен Первой мировой войны. С восстановления таких машин когда-то начинал свою деятельность московский завод АМО, впоследствии известный как ЗИЛ
Медкарета ЗИМ (ГАЗ 12-Б) хорошо известна многим…
…Но имелась и аналогичная Победа М-20
Табличка перед этим экспонатом гласит: «…платье начала двадцатых годов из темно-зеленого шелка с бежевой отделкой и вышивкой красными и черными бусинами». Далее следует пространный экскурс от историка моды Аси Аладжаловой в эпоху «ревущих двадцатых» с рассказом о предпочтениях тогдашних дамочек. Автомобиль — французский Lorraine-Dietrich Type A4 10/12 CV 1924 года выпуска, закрытая модель Gloriosa с кузовом ателье Gruemmer. Вот как, оказывается, должен выглядеть настоящий Lorraine-Dietrich — а совсем не так, как в достопамятной мосфильмовской экранизации «Золотого теленка» (1968)…
А примерно так мог выглядеть «закрытый серый Cadillac» заокеанских искателей рецептов российской «табуретовки» из того же самого «Золотого теленка», который у авторов «слегка накренившись, стоял у края дороги». Это шестиоконный седан ателье Fleetwood на шасси модели 341-А образца 1928 года
Реконструкцию автомобилей Руссо-Балт на выставке представляли сразу два экспонента. У каждого — свой подход
1 / 7
Пространство павильона №4 основная экспозиция делила с «ресторанным двориком». Его создали при участии организаций, традиционно предлагающих определенные продовольственные товары (вроде татарских колбас или сирийских сладостей) в рамках Олдтаймер-галереи, — этих участников просто собрали всех вместе, тогда как в прежние времена они бывали разбросаны по периметру всего экспозиционного пространства. Кроме этого, еще один фуд-корт имел, как всегда, место в переходе из павильона 4 в павильон 4.1 — вместе с раздевалкой и единственным банкоматом, в известной степени решавшим посетительские проблемы с наличностью (многие торговцы из числа присутствующих оплату с карт принимать не могли).
Принципиально иной британский подход к автомобильному спорту — Riley Nine Brooklands (1930 год). Всего 1087 см3 рабочего объема против шести с половиной литров у Bentley Speed Six и, соответственно, 29 л.с. отдачи против 180 у титана из Криклвуда, но на первое место в своем классе в том же Ле-Мане (и на третье место в общем зачете там же) автомобильчик таки потянул. Другое дело, что достиг он этого лишь к 1933 году, когда марка Bentley из автоспорта уже давным-давно ушла
Замечательная Isotta Fraschini Tipo 8A S 1928 года выпуска с кузовом типа landaulet de ville от престижного итальянского ателье Carrozzeria Castagna — первый в мире автомобиль с рядным восьмицилиндровым двигателем, рабочий объем которого превосходил семь литров. На всю Москву насчитывается только три такие модели, и все с разными кузовами от разных производителей
Несравненный Duesenberg Model J раннего образца (1929) на удлиненной колесной базе с открывающимся кузовом Convertible Berline от фирмы LeBaron. В таком исполнении было выпущено всего три экземпляра
Rolls-Royce модели New Phantom (впоследствии именуемой также Phantom I) американской сборки, образца 1926 года. Обычно американские машины Rolls-Royce, которые собирались в Спрингфилде (штат Массачусетс), снабжались кузовами американской же фирмы Brewster, но над данным экземпляром потрудилось совсем другое кузовное ателье — Merrimac, опять-таки американское. Такая модель называлась на британский лад Pall Mall Tourer. Руль по-прежнему справа, тоже на английский манер
Rolls-Royce, прямиком из эпохи «ревущих двадцатых», — на сей раз сугубо английского типа: это «младшая» модель 20/25 НР 1929 года выпуска с кузовом именитого ателье Barker
Этот замечательный дубль-фаэтон Packard 640 Custom Eight (1929) представили на выставке белорусы из музея «Машына времени». В свое время данным экземпляром расплатился с архитектором Бернардом Мейбеком за проект грандиозного шоурума Packard в Сан-Франциско тамошний дилер Эрл С. Антони — и еще добавил деньгами
Второй белорусский экспонат — Iso Rivolta Fidia c двигателем от машины Chevrolet Corvette и кузовом фирмы Ghia по проекту самого Джорджетто Джуджаро. Большая редкость: с 1967 по 1975 год было построено всего лишь 192 экземпляра
Эта Hispano-Suiza H6B (1928) c кузовом от именитого французского ателье Million-Guiet уже не раз появлялась перед публикой на прежних Олдтаймер-галереях. Но хуже она от этого, право слово, не стала
Британский автоспорт в своем предельном выражении: Bentley Speed Six 1929 года. До поглощения фирмой Rolls-Royce в начале тридцатых годов марка Bentley успела одержать немало громких побед в Ле-Мане, и изрядная их часть пришлась на долю именно этой модели. На выставке был представлен экземпляр в исполнении с облегченным спортивным кузовом мастерской Vanden Plas, который прямо так и назывался Le Mans Style Tourer
Принципиально иной британский подход к автомобильному спорту — Riley Nine Brooklands (1930 год). Всего 1087 см3 рабочего объема против шести с половиной литров у Bentley Speed Six и, соответственно, 29 л.с. отдачи против 180 у титана из Криклвуда, но на первое место в своем классе в том же Ле-Мане (и на третье место в общем зачете там же) автомобильчик таки потянул. Другое дело, что достиг он этого лишь к 1933 году, когда марка Bentley из автоспорта уже давным-давно ушла
Замечательная Isotta Fraschini Tipo 8A S 1928 года выпуска с кузовом типа landaulet de ville от престижного итальянского ателье Carrozzeria Castagna — первый в мире автомобиль с рядным восьмицилиндровым двигателем, рабочий объем которого превосходил семь литров. На всю Москву насчитывается только три такие модели, и все с разными кузовами от разных производителей
1 / 9
В павильоне №4.1 экспозиция была организована по принципу «Добро пожаловать на 100 лет назад»: она была практически целиком отдана автомобилям двадцатых годов прошлого века. Здесь красовались разнообразные «великие классики» из частных коллекций; дух захватывало от одних только имен: Hispano-Suiza, Lorraine-Dietrich, Isotta Fraschini, Rolls-Royce, Bentley, Packard… Позаимствованные из частных коллекций экспонаты были расставлены достаточно свободно, чтобы обеспечить возможность их обзора со всех сторон; картину весьма удачно дополняло оформление интерьера, выполненное в стиле «ревущих 20-х», «эпохи процветания», а некоторым стендам добавляли атмосферности манекены в платьях этой давным-давно ушедшей эпохи. Единственным напоминанием о Великой Отечественной войне в этом павильоне была пара трофейных машин в одном углу — немецкий Adler Trumpf и австрийский Steyr — да галерея репродукций работ художника Александра Захарова под общим названием «Моторы Победы» на стене в другом углу. И еще трехколесная серпуховская «инвалидка», наглядно показывающая, чем для отдельного человека обычно оканчиваются все войны и все победы.
Правительственные ЗИЛы присутствовали на выставке в неимоверных количествах — целых пять штук, и это не считая парадных экземпляров!
Купе-кабриолет Hudson Super Six 1929 года представила на выставке «Реанимационная автомастерская Камышмаш», подразделение машиностроительного завода в городе Камышине. Машина превосходно отреставрирована
Правительственные ЗИЛы присутствовали на выставке в неимоверных количествах — целых пять штук, и это не считая парадных экземпляров!
Правительственные ЗИЛы присутствовали на выставке в неимоверных количествах — целых пять штук, и это не считая парадных экземпляров!
Правительственные ЗИЛы присутствовали на выставке в неимоверных количествах — целых пять штук, и это не считая парадных экземпляров!
Купе-кабриолет Hudson Super Six 1929 года представила на выставке «Реанимационная автомастерская Камышмаш», подразделение машиностроительного завода в городе Камышине. Машина превосходно отреставрирована
1 / 4
«Ретробазар» с запасными частями для старинных машин и некоторыми сопутствующими товарными позициями прежних лет в этом году тоже собрали весь в одном месте — у стены, которая разделяла павильоны 4 и 4.1. Ассортимент остался в принципе тем же, что и в прежние годы, но слегка уменьшился объем предложения: кое-кто из таких вот торговцев базировался на территориях, с которыми сейчас отношения не очень поддерживаются, и потому от участия в нынешней Олдтаймер-галерее отказался. Непосредственно рядом с упомянутым «блошиным рынком» располагался проход в дополнительный павильон за номером 4.2, где были выстроены в два ряда машины, предлагавшиеся к продаже во время торгов «Аукционного дома Егоровых», назначенных на 9 марта. Среди них выделялся красный с белым Chevrolet Bel Air модели 1955 года, среди прежних владельцев которого, по слухам, числилась одна из бывших жен небезызвестного С. Шнурова, музыканта и — с недавних пор — политика…
Женевский автосалон в этом году отменили вовсе — «во избежание», как говорится. Под угрозой закрытия и некоторые другие крупные мероприятия международного масштаба. А нашей Олдтаймер-галерее все нипочем: за четыре дня работы экспозиции ее посетило ни много ни мало 22315 человек, и это не считая приглашенных гостей, а также вышеупомянутой малышни, которой билеты не требовались… Утрись, китайский коронавирус, — или как тебя там!..