Mazda, дизайн и точильный камень: почему в Хирошиме производство — это искусство


Старый цех с закопченными окнами, в котором современные пятикоординатные металлообрабатывающие робокомплексы соседствуют с довоенными фрезерными станками. Россия? Нет, Страна восходящего солнца. Только здесь журналистам могут дать в руки наждачную бумагу и заставить полировать металл — чтобы они лучше поняли дизайн автомобилей Mazda.

За что я так люблю Японию? За лучшие в мире ­суши-бары вокруг токийского рыбного рынка? О да. За идеальное состояние коллекционных пластинок в магазинчиках музыкального секонд-хенда? Бесспорно. Но главное — удивление. Каждый раз эта страна способна шокировать тебя, гайдзина-европейца, причем совершенно бытовыми сценками.
Цоколь токийского отеля The New Otani. От подъезда отчаливает автобус, девушка-портье машет ему вослед. В Японии так принято, однако… Автобус отъехал метров на 50 — она машет. Сто метров — она машет. Двести. Казалось бы, уже никто тебя оттуда не увидит — иди займись чем-нибудь полезным. Но нет, она стоит и машет. Улыбается и машет.
Вы не поверите: она улыбалась и махала все время, пока автобус стоял на дальнем перекрестке. Минуты три. Как заведенная. И перестала, только когда автобус скрылся из вида за окрестными домами.
Представляете такое в Москве? Берлине? Париже? Нигде в мире не принято настолько гордиться любой, самой малозначимой работой! Ощущая себя важным винтиком большого механизма.
Кстати, о роботах. В японских торговых центрах уже появились механические куклы-информаторы. Настолько правдоподобно сделанные, что я сперва перепутал такую с живой японкой. За что я люблю Японию? Вот за эту удивительную сочетанность традиций и инноваций. Робот-девушка — и тут же девушка, которая машет как робот. Потому что точно так же ее прапрабабушки провожали самураев из своих деревень многие столетия подряд.
— Мы, японцы, способны замечать красоту там, где вы, европейцы, видите лишь пустоту.
Верю! Представляя перед Токийским автосалоном концепт-кар Mazda Vision Coupe, шеф-дизайнер Икуо Маэда ничего не сочинял и не придумывал: для него ссылаться на сад камней или на искусство икебаны естественно, как для любого японца. Это их предки веками таращились на цветущую сакуру и годами учились тому, как из трех прутиков сложить букет. Наши-то, русские, из них только веник бы сделали — и послали девок мести баню перед тем, как попариться хорошенько, а потом в сугроб или прорубь. А эти — нет. Ставят в вазу и любуются.
Mazda Vision Coupe — красота пустоты между ветками икебаны
— Икебана — это искусство аранжировки не столько цветов, сколько промежутков между ними. Таково и наше новое прочтение фирменного дизайн-стиля Кодо: мы убираем все лишнее, наносное, и оставляем типично японскую красоту пустоты.
Mazda Vision Coupe
Не то чтобы Маэда-сан был уникален в своем стремлении к минимализму: схожие слова про «лишние линии» недавно говорил мне Ахим Бадштюбнер, перешедший из Audi в Mercedes-Benz. Но тот приводил в пример атлета в обтягивающей майке — как это по-немецки, верно? Лени Рифеншталь, «Триумф воли» и все такое. От последних мерседесовских концепт-каров, кстати, я что-то не в восторге.
Mazda Vision Coupe
А вот Mazda…