Техосмотр, +20 км/ч, налог на роскошь. Чего ждать водителям в 2022 году

Кому больше никогда не придется проходить техосмотр, при покупке каких машин начнут начислять налог на роскошь и отменят ли не штрафуемые +20 км/ч. Разбираемся в главных вопросах, которые волнуют водителей в 2022 году

Обсуждению отмены обязательного техосмотра, снижения не штрафуемого лимита превышения скорости с 20 до 10 км/ч и пересчета налога на роскошь была посвящена значительная часть 2021 года. Разбираемся, что в итоге властям удалось изменить в жизни автомобилистов, а о чем в 2022 году придется продолжить дискуссии.

Обязательный техосмотр: отменен и переведен на добровольную основу
Отмена техосмотра запомнится автомобилистам как одна из неожиданных и быстро принятых инициатив. В июле 2021 года в МВД выступили с предложением отменить обязательное прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, о чем первым сообщил глава ГИБДД Михаил Черников. Он объяснил, что водители и без техосмотра обязаны содержать свои транспортные средства в исправности — такая норма содержится в ПДД. В итоге с 22 августа страховщики начали оформлять полисы ОСАГО без проверки диагностических карт. А в конце декабря техосмотр сделали добровольным, сделав лишь несколько исключений.

Вступивший в силу закон отменил обязательное прохождение технического осмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих физическим лицам и используемых ими исключительно в личных целях. При желании техосмотр можно будет пройти, чтобы выявить неисправности и провести после этого необходимый ремонт.

Техосмотр остался обязательным для автомобилей такси, автобусов и грузовиков. Также получать диагностическую карту необходимо для легковых автомобилей или мотоциклов старше четырех лет в случаях их постановки на учет или смены владельца.

Таким образом, в списке документов, обязательных для регистрации, появится еще один пункт. Теперь для постановки на учет водителю потребуется:

— заявление владельца транспортного средства;
— документ, удостоверяющий личность владельца;
— документы, идентифицирующие транспортное средство — СТС и ПТС;
— документы, устанавливающие основания для постановки транспортного — средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные — данные, прекращения или снятия с учета;
— документ об уплате государственной пошлины;
— диагностическая карта, содержащая заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности, с актуальным сроком действия.

Еще один обязательный пункт, при котором получение диагностической карты сделали обязательным — изменения в конструкции автомобиля. Это, например, перевод автомобиля на газовое топливо или значительная доработка для поездок по бездорожью.

В итоге штраф за отсутствие техосмотра большинству водителей не грозит. Но с 1 марта 2022 года все-таки заработают изменения в законодательстве, которые позволят выписывать штрафы за отсутствие техосмотра в размере 2 000 руб. собственникам тех транспортных средств, которым данная процедура необходима. Фиксировать нарушение смогут дорожные камеры. С учетом изменений в законах, штрафы будут грозить только тем, кто купил машину старше четырех лет и не прошел техосмотр, внес изменения в конструкцию и также не получил после этого диагностическую карту. По факту отследить такие нарушения практически невозможно: без диагностической карты машину в ГИБДД не зарегистрировать, а выявление инспекторами ГИБДД изменений «на глаз» или с помощью камер — практически невозможно.

При этом в отмене техосмотра есть и неочевидный для многих водителей нюанс. Проблемы в случае отсутствия техосмотра, который, хотя и переведен на добровольную основу, но все равно считается подтверждением технической исправности автомобиля, могут возникнуть у водителей-виновников ДТП. Как объяснили в Российском союзе автостраховщиков (РСА), если будет доказано, что причиной аварии является неисправное транспортное средство, то в этой ситуации страховщик может выставить регресс. То есть страховщик заплатит пострадавшему за виновника, однако тот должен будет возместить компании ущерб по выплатам потерпевшей стороне.

Не штрафуемые +20 км/ч: попытки отменить продолжатся
Возможность для автомобилистов ездить с прибавкой до 20 км/ч к указанному на дорожных знаках лимиту скорости представители разных ведомств пытаются упразднить уже несколько последних лет. В МВД России в конце 2020 года заявили об отсутствии планов отказаться от нештрафуемых +20 км/ч. Однако многие чиновники с этим не согласны. В частности, вице-мэр Максим Ликсутов еще в интервью рассказывал, что норму нужно снижать до +10 км/ч. Руководитель Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы Михаил Кизлык в интервью высказывал такое же мнение.

Отдельный законопроект об отмене не штрафуемого порога в +20 км/ч и введении разных штрафов за превышения скорости на 5-10 км/ч и 10-20 км/ч был внесен в Мосгордуму в конце осени, но его депутаты отклонили 1 декабря 2021 года. Тем не менее, зампредседателя Мосгордумы и лидер фракции «Единая Россия» в парламенте Москвы Степан Орлов после обсуждения законопроекта заявил, что дискуссия еще не окончена и будет продолжена. По его словам, отмена не штрафуемого лимита — серьезная дискуссия, которую продолжат вести на уровне транспортников, урбанистов, специалистов в области дорожного движения и общественных организаций.

«Мы не пришли к какому-то единому мнению. Было бы нецелесообразно принимать такое радикальное предложение. Давайте продолжать дискуссию. Цель верная — это безопасность дорожного движения. Но правовой механизм пока принят быть не может. Давайте изучать опыт мировых мегаполисов. И мы придем к общему мнению, о том, какой должна быть скорость на разных дорогах Москвы и каким должен быть люфт», — заявлял в конце 2021 года Орлов.

С учетом того, что в Госдуме взялись за лихачей на дорогах и агрессивных водителей и уже разработали несколько жестких санкций в их адрес вплоть до уголовной ответственности, можно предположить, что к не штрафуемому порогу скорости власти тоже вернутся.

Налог на роскошь для автомобилей
Владельцам автомобилей дороже 3 млн руб. в России приходится платить так называемый налог на роскошь: размер транспортного налога для таких машин умножают на повышающие коэффициенты. По мнению властей, модели стоимостью от 3 млн руб. могут позволить себе только более состоятельные автомобилисты, и платить за владение такими машинами они должны больше. Такой ценовой ориентир установили еще в 2014 году, с тех пор он не менялся.
При этом в Российской ассоциации дилеров (РОАД) подсчитали, что с тех пор автомобили подорожали в среднем на 60%.

В беседах с представители РОАД согласились с тем, что на фоне драматического роста цен за последние годы такая планка уже потеряла актуальность: в список для расчета на роскошь стали попадать иномарки среднего ценового сегмента. Например, Kia Stinger GT, Kia Mohave, Toyota Highlander, Mazda CX-9, Nissan Murano, Nissan Pathfinder, Peugeot Traveller, Skoda Kodiaq и другие. Там также рассказали, что ведут переговоры с Минпромторгом о повышении нижней ценовой планки, начиная с которой водители обязаны платить больше. Базовый диапазон с 3-5 млн руб. дилеры попросили поднять до 5-7 млн руб.

В свою очередь в Минпромторге подтвердили, что рассматривают возможность пересчета минимальной ставки налога на роскошные автомобили. В пресс-службе уточнили, что в ведомстве поддерживают изменения, позволяющие обеспечить более объективный расчет транспортного налога. Но ценовых ориентиров не назвали. Обычно справочники с подпадающими под дополнительный налог моделями в ведомстве публикуют в марте. Таким образом, не позднее этого времени водители узнают, какие модели перестанут рассматриваться как роскошные.

Напомним, что прядок начисления транспортного налога установлен статьей 362 Налогового кодекса. По итогам года сумма налога исчисляется в отношении каждого автотранспортного средства как произведение налоговой базы (мощность двигателя в л.с.) и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента. Также налоговая ставка зависит от региона, где зарегистрирован автомобиль.

Например, в Москве для моделей с двигателями мощностью до 100 л.с. ставка составляет 12 руб., от 100 до 125 л.с. — 25 руб., от 125 до 150 л.с. — 35 руб. и так далее вплоть до 150 руб. за мотор мощностью более 250 сил. Таким образом, за год владения легковушкой любого возраста мощностью 150 л.с. и стоимостью ниже 3 млн руб. придется заплатить 5 250 руб. В случае если автомобиль подпадет под «налог на роскошь», сумму придется умножить на повышающий коэффициент.

С 2018 года работают следующие повышающие коэффициенты:

1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1;
2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;
3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.

Добавить комментарий